Даже самое прочное асфальтовое покрытие с течением времени нуждается в реставрации или ремонте. Атмосферные осадки, реагенты и большие нагрузки приводят к проседанию и разрушению асфальта. И если количество поврежденного полотна более 20%, необходим капремонт. Важно провести реконструкцию с соблюдением всех нюансов технологии, и сделать это как можно раньше.
Содержание
- В каких случаях проводят капитальный ремонт?
- Разновидности ремонта дорожного покрытия
- Этапы ремонтных работ
- Особенности реставрации асфальтобетонного покрытия
- Диагностика и подготовительный этап
- Демонтаж существующего покрытия
- Демонтаж основания
- Восстановление дренажной системы
- Грунтовые работы
- Сооружение нового основания
- Устройство асфальтобетонного полотна и сопутствующей инфраструктуры
- Почему стоит доверять капремонт профессионалам?
- Заключение
В каких случаях проводят капитальный ремонт?
В 2022 году в Москве и Московской области запланировано отремонтировать более 1,4 тысячи км муниципальных дорог. Конечно, не обходится и без капремонта. Когда он необходим:
- Асфальтное полотно непригодно для использования — имеются серьезные повреждения. Локальная реконструкция дорожной подушки не позволяет исправить проблему.
- К покрытию возросли требования из-за повышения показателей автомобильной нагрузки.
В отличие от экстренного и локального ремонта, капитальный затрагивает все слои дороги — от грунта до асфальтового покрытия. В эту процедуру входит и реставрация конструкций как составляющих элементов трассы.
Основная цель капремонта — обеспечение работоспособности и безопасности автомобильных дорог до момента планового обслуживания. При этом должны учитываться нормативы и возможное возрастание нагрузки на отремонтированном участке. В ходе восстановления укрепляют основание, устраняют дефекты, приводят в надлежащее состояние дренажную систему, реставрируют настил.
Перед началом реконструкции специалисты оценивают текущее состояние автомагистрали. Снятый (отфрезерованный) слой асфальта может пойти на повторное строительство дорог с небольшим трафиком.
Но что приводит к серьезным повреждениям?
- Ошибки в проектировании, неправильный расчет транспортной нагрузки и нарушения во время укладки.
- Использование асфальтобетонной смеси низкого качества.
- Несвоевременная реставрация.
- Сильное механическое воздействие.
- Резкие перепады температуры, образование трещин, попадание внутрь воды и льда.
- Изменение состояния грунта: размытие, проседание.
- Оползни, паводки, сели и другие природные явления, которые приводят к серьезным разрушениям.
На заметку! Капремонт не только проводится по всей длине дороги, но и может затрагивать определенную ее часть. В большинстве случаев работы проводятся на участках площадью от 150–200 м2.
Разновидности ремонта дорожного покрытия
Только опытный подрядчик может правильно определить, какие восстановительные мероприятия необходимо провести. Для этого анализируют текущую ситуацию и согласовывают предстоящий ремонт. Сама реконструкция автомобильных дорог — это:
- Устранение дефектов, глубоких повреждений полотна и неровностей подушки (песок, щебень), грунтового основания.
- Увеличение ширины автодороги.
- Укрепление трассы, создание насыпей или поднятие участков, которые подтапливаются в результате сезонных разливов водоемов, выхода на поверхность грунтовых вод и других неблагоприятных гидрологических явлений.
- Усиление асфальтного покрытия из-за возрастающего автопотока. Инженеры проводят расчеты, которые позволяют выбрать подходящую марку и толщину асфальта.
- Восстановление конструкций, которые имеют отношение к магистрали: разметка, дорожные знаки, ограждения, бордюры.
В каждом перечисленном виде работ учитывают определенные нормы безопасности.
Этапы ремонтных работ
Количество этапов зависит от вида и объема проводимых мероприятий. Специалисты определяют слой дорожной «одежды», в котором требуется устранить проблему. Если полученная ранее информация потеряла актуальность и были обнаружены разрушения в глубоких слоях полотна, количество этапов увеличивается.
Общая классификация работ выглядит так:
- Согласование с госорганами.
- Исследование, выявление дефектов, подготовка к основным действиям.
- Демонтаж настила.
- Снятие основания.
- Реконструкция водоотводной системы, которая отвечает за отвод воды.
- Земляные работы.
- Строительство нового основания.
- Укладка асфальта.
- Реконструкция дорожной инфраструктуры.
Но независимо от вида ремонта ему всегда предшествует анализ, который помогает определить степень разрушения и причину ее появления.
Особенности реставрации асфальтобетонного настила
Для капремонта всегда используют горячий способ укладки асфальтобетонного настила. Для этого выбирают щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь, которую разогревают до +130 градусов и укладывают при температуре от +5 градусов.
Затем дорожное покрытие уплотняют. ЩМА укладывают многослойно с последующим уплотнением.
Также используют литой асфальтобетон. Такой материал разогревают до +230 градусов. Работы по укладке проводят, когда столбик термометра не опускается ниже +5 градусов. Если применяется литая смесь, то уплотнение не требуется, так как настил сам набирает прочность, когда остывает.
Важно! Холодные асфальтобетонные смеси никогда не используют в строительстве дорог общего пользования. Такие материалы выбирают для прокладки пешеходных дорожек и ямочного ремонта. Но здесь нет ограничений по температуре. Укладку можно проводить даже в мороз.
К особенностям капремонта также относят необходимость согласования с Госавтоинспекцией и ОАТИ. Госорганы должны дать согласие на проведение работ. В некоторых случаях могут быть введены ограничения на выполнение реставрации.
Чтобы лучше понять все особенности капитального ремонта, подробнее разберем каждый его этап.
Диагностика и подготовительный этап
Анализ позволяет выявить причину разрушения автодороги и оценить ресурсы, которые потребуются на восстановление. Строители проводят диагностику не только перед проведением основных мероприятий, но и в процессе.
Проведение промежуточных анализов очень важно. Такой подход помогает узнать состояние более глубоких слоев покрытия вплоть до самого грунта.
После диагностики строители приступают к подготовительным работам. На этом этапе необходимо обозначить объездной путь, построить временную дорогу, расставить дорожные знаки, поставить ограждения, обустроить подъездные пути для спецтехники, обеспечить рабочих всем необходимым.
Когда проектная документация согласована, строительная организация получила разрешение, а территория подготовлена, приступают к ремонту.
1. Демонтаж существующего покрытия
На этом этапе снимают асфальтобетонное покрытие. Для этого применяют метод холодной фрезеровки или разрушение гидравлическим молотом.
2. Демонтаж основания
Дорожная «одежда», как и асфальтобетон, подходит для повторного использования. Чтобы правильно демонтировать основание, необходимо убирать его послойно.
Первым демонтируют щебенку. Затем снимают геосинтетическую решетку или сетку. Материал скатывают в рулоны.
После сетки убирают слой песка. При затвердевании слоя понадобится гидромолот. Последним убирают геотекстиль, скатывая его в рулоны.
3. Восстановление дренажной системы
При неудовлетворительном состоянии дренажной системы потребуется ее замена. В процессе меняют водоотводные трубы или полностью перестраивают дренажную систему.
Нередко требуется перенос коллекторов, обустройство осушительных каналов, ливневок, конструкций, препятствующих эрозии почвы.
4. Грунтовые работы
В некоторых случаях достаточно только просушить и уплотнить грунт. Такие мероприятия могут понадобиться, когда прорвало водопроводную систему или произошло наводнение.
В большинстве случаев необходимо восстановить геометрию грунта. Строители поднимают грунтовый слой или полностью перестраивают. Также может потребоваться:
- укрепление грунтового слоя;
- уплотнение;
- армирование;
- корректировка геометрии;
- возведение земляного основания.
В случаях провалов, вызванных пустотами в земле или подземными водами целесообразно построить объезд.
5. Сооружение нового основания
Перед сооружением новой дорожной «одежды» проводят геодезические исследования. Иногда требуется только усиление конструкции, что позволяет в дальнейшем избежать повторного разрушения.
В серьезных случаях необходимо заново возводить новую подушку: грунт, геотекстиль, песок, геосетка, щебенка.
Устройство асфальтобетонного полотна и сопутствующей инфраструктуры
Как мы отмечали ранее, для капремонта федеральных дорог укладывают горячую ЩМА смесь. ЩМА укладывают верхним слоем, нижний слой — крупнозернистую смесь.
Асфальт укладывают на подготовленное основание, используя ЩМА. Материал состоит из щебенки, твердых пород, синтетических волокон. Такая смесь создает прочный каркас, способный выдержать повышенные нагрузки.
После укладки проводят восстановление сопутствующей инфраструктуры. Устанавливают новые бордюры, благоустраивают тротуары, монтируют ограждения и осветительное оборудование, ставят дорожные знаки и наносят разметку.
Почему стоит доверять капремонт профессионалам?
Залог качественной дороги кроется в профессионализме подрядчика. Поэтому необходимо обращаться только к проверенным компаниям, которые представлены на рынке не один год. Такие организации выигрывают крупные тендеры, выполняют работы в срок и предоставляют комплексные услуги от проектирования до производства и устройства асфальтобетонного покрытия и благоустройства территории.
Обратившись к профессионалам, вы можете быть уверены в высоком качестве и безопасности построенной или отремонтированной дороги. Все работы будут проводиться по ГОСТам с учетом нормативных актов.
Заключение
«Альфа Асфальтирование» предоставляет комплексные услуги по капремонту автодорог в Москве и МО. Мы производим асфальтобетонные смеси на собственном заводе, располагаем парком современной спецтехники и имеют собственную лабораторию контроля качества.
Наши клиенты получают гарантию сметы и толщины покрытия в соответствии с ГОСТ.
Уточнить цены на проведение ремонтных мероприятий можно по указанным на сайте телефонам.