Типы и марки асфальтобетона: какими бывают, что означают и как используются

4 февраля 2022
Заасфальтированные магистрали, тротуары, парковки, дворовые площадки выглядят практически одинаково. Но это совсем не значит, что для их создания использовался один и тот же материал. Предлагаем разобраться, какие классификации асфальтобетона существуют, что означает маркировка, в чем разница между марками и типами смесей.

Сфера применения асфальтобетона

Асфальтобетон получается искусственным путем из песка, щебня, минерального порошка и битума. Ингредиенты подбираются индивидуально с учетом проекта, для которого предназначается смесь. Соотношение ингредиентов, а также зернистость могут различаться.

Материал используется в разных областях строительства. При создании тротуаров, пешеходных дорожек, магистралей и автобанов, элементов ВПП на аэродромах, технических площадок, паркингов. А также в материал могут добавляться красящие пигменты, гранитный песок, мраморная крошка, чтобы сделать разделительные полосы заметнее.

Типы и марки асфальта

Выбирать материал по одной марке не получится. Дело в том, что к одной марке могут относиться асфальтобетоны с разными техническими свойствами. Поэтому оценивать смесь придется по списку критериев. Главное, чтобы материалы соответствовали ГОСТ 9128-2013.

Марки

Существует три марки асфальтобетона. Каждая имеет особенности, свою сферу применения.

Марка I

Иногда ошибочно именуется асфальтом первого типа. Объединяет множество материалов с разным составом, в том числе и на основе песка. Хотя такие прочными не являются. Асфальтобетон марки I получается качественным, хорошо подходит для решения поставленной задачи. Может использоваться на разных уровнях дорожного пирога.

Такие смеси бывают щебеночными, гравийными, песчаными. По методу укладки — горячими или холодными. А иногда в состав включается минеральный порошок.

Марка предполагает высокую стойкость к факторам окружающей среды при условии, что материал подобран правильно:

  • горячий щебеночный асфальт с высокой плотностью содержит не менее 40% горных пород, что позволяет использовать его при строительстве дорог федерального значения;
  • пористые виды с высоким содержанием горных пород подойдут для формирования внутренних слоев покрытия;
  • песчаные смеси подойдут для пешеходных зон.

Состоит из материалов, которые стоят дороже других, поэтому относится к самой высокой ценовой категории.

Марка II

Выделяется еще более широким выбором вариантов. Стойкость к динамическим и климатическим нагрузкам ниже, чем в случае с первой маркой. Несмотря на это, материалы второй марки применяются чаще. Их выбирают при строительстве городских улиц, тротуаров, дорог, площадей. Объясняется это легко. Ведь максимальные технические характеристики требуются не всегда, а переплачивать за излишние свойства никому не хочется. Более бюджетная, но не менее достойная вторая марка используется чаще.

Марка III

В составе есть песок, отсев, минеральный порошок, но нет щебенки. Отсюда — высокая плотность в сочетании с меньшей прочностью, которой выделяются каменные варианты. Поэтому асфальтобетон третьей марки обычно применяется для создания покрытий с малой нагрузкой: тротуаров, детских площадок, парковых территорий. Иногда — для ямочного ремонта.

Некоторые материалы делаются на основе горного песка, тогда они обладают более высокой прочностью.

МаркаСмеси, которые относятся к марке
IВысокопористые

Плотные А, Б, Г

Пористые

Высокопористые щебеночные

Холодные смеси Бх, Вх, Гх

IIВысокоплотные

Плотные А, Б, В, Г, Д

Пористые

Высокопористые песчаные

Холодные смеси Бх, Вх, Гх, Дх

IIIПлотные песчаные смеси Б, В, Г, Д

Тип

Свойства асфальтобетона определяет не только качество наполнителя, но и его количество. Именно по объему полезных составляющих материалы делятся на несколько типов.

Тип А

Включает 55–65% горных пород. Отличается от остальных материалов высокой зернистостью. Предполагает только укладку горячим методом.

Тип Б

Объем горных пород составляет от 45 до 55%. Может укладываться как горячим, так и холодным методом. В последнем случае маркируется как Бх.

Тип В

Количество горного камня составляет от 35 до 45%. Технология укладки может быть любой: горячей, холодной. Маркировка будет отличаться, как и в предыдущем случае, — Вх.

Тип Г

Состоит из песка, который получается путем дробления горных пород, поэтому отличается большей прочностью. Обладает высокой износостойкостью.

Тип Д

Полностью состоит из песка, который получается путем дробления осадочных пород. Соответственно, технические показатели будут ниже.

Область применения асфальтобетона, а также конечная стоимость проекта напрямую зависят от таких показателей, как марка и тип материала.

Что отражает марка асфальта

По марке можно определить:

  • состав — возможный вид основного материала;
  • степень плотности/пористости;
  • принцип разжижения битума — условия проведения укладки;
  • тип — отмечает процентное содержание горных пород.

Состав асфальтобетона

Смесь состоит из нескольких основных компонентов.

Крупные заполнители

Сюда попадают щебень и гравий. Они должны обеспечить высокую адгезию с вяжущим веществом. Такому требованию соответствуют кубовидные зерна щебенки из плотных горных и метаморфических пород. При производстве применяют заполнитель с зернами 10–40 мм.

Мелкий заполнитель

Это песок. Речной не подходит, вместо него используется природный карьерный материал или отсев дробления щебня. Благодаря применению разнофракционного песка получается снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность покрытия. Делает его более устойчивым к высоким температурам, механическим нагрузкам.

Вяжущее вещество

Чаще всего используется битум, который может быть жидким или вязким, в виде праймера или эмульсии. Коэффициент вязкости указывается в технической документации. Он зависит от состава, температуры укладки асфальта. При проведении ремонта в зимнее время обычно используются жидкие составы с присадками и разжижателями. Содержание битума варьируется от 2,5 до 9%.

Добавки

Используются, чтобы улучшить готовый состав. Это могут быть специализированные материалы: стабилизаторы, пластификаторы. Стоимость таких компонентов выше, чем у обычного сырья. Иногда в качестве добавок используется вторичное сырье: сера, волокна асбеста или резины, полимеры, минералы. Минеральный порошок заполняет пустоты между остальными компонентами асфальтобетона, повышает его вяжущие характеристики.

Классификация асфальтобетона по техническим характеристикам и составу

Классификации асфальтобетонов бывают разными. Различие обычно обуславливается компонентами, а также их количеством в составе.

По составу

Щебеночно-мастичные смеси считаются наиболее прочными, служат дольше остальных. В основе лежит горный щебень, а в качестве усилителя адгезионных свойств используются волокна целлюлозы. Полимерные битумы служат вяжущим компонентом. Отличаются более повышенными характеристиками, чем нефтяной или дорожный битум. Минеральный порошок составляет 8–12% от массы, заполняя пустоты между фракциями щебня. Тем самым повышает плотность и прочность покрытия.

Гравийные смеси уступают щебеночным по техническим характеристикам, поскольку гравий — осадочная порода. Однако наличие камня в основе асфальтобетона делает его показатели довольно высокими. Применяются при создании городских дорог или парковок. Но для строительства магистралей не рекомендованы.

Песчаные смеси не слишком прочные. Хорошо подходят для обустройства пешеходных зон с минимальными нагрузками на поверхность: тротуаров, парков, аллей, площадей. Лучшим вариантом считается песок, который получается при дроблении каменных пород.

По величине фракции

Мелкозернистые смеси включают фракции щебня, которые не превышают 20 мм. Обычно применяются для создания верхнего слоя дорожного «пирога», небольших ремонтных работ.

Крупнозернистые смеси включают фракции щебня от 20 до 40 мм. Это позволяет создавать прочный нижний слой дорожного покрытия.

Виды асфальтобетона по температуре и укладке

Выделяют две технологии: горячий и холодный метод укладки. Оба материала производятся в заводских условиях.

Горячий

Этот метод используют чаще других. Качество покрытия получается высоким, а смета — доступной. В соответствии со СНиП материал нужно разогревать до +130 градусов, чтобы в процессе укладки его температура не упала ниже +100 градусов.

Высокая температура гарантирует хорошее уплотнение. Чем она ниже, тем сложнее утрамбовывать материал, больше потребуется проходов катка. Важен температурный режим проведения работ — от +5 градусов. Нежелательно работать в дождь или при высокой влажности, поскольку укладывать материал нужно на сухую поверхность.

Холодный

Такой метод предполагает использование уже готовой смеси, которая продается в специализированных магазинах. Она не нуждается в длительном приготовлении, разогреве до высоких температур. Однако стоит дороже. Покрытие получается менее прочным, износостойким, устойчивым к воздействию высоких температур.

Согласно ГОСТ 11-10-75 холодный метод не может использоваться для создания основных дорог. Допускается применение при строительстве второстепенных дорог, подъездных путей, площадок возле частных домов, а также во время ямочного ремонта.

Применение готового материала позволяет быстро ремонтировать ямы, трещины, выбоины в зимнее время при температуре до -15 градусов. Открывать дорогу для перемещения транспорта можно будет сразу после завершения всех ремонтных работ.

Плотность/пористость смесей

Показатель позволяет оценить прочность покрытия. Чтобы подсчитать плотность/пористость, образцы асфальта подвергаются испытаниям в лабораторных условиях.

НазваниеЗначение пористости (%)
Высокоплотная1–2,5
Плотная2,5–5
Пористая5–10
Высокопористая10–18

Самые прочные смеси обычно имеют высокие показатели плотности.

Технология укладки

Мы составили небольшую таблицу, чтобы проще было сравнить разные смеси по технологии укладки.

ПараметрыГорячийХолодный
Температура+110–150 градусов+5 градусов
Температура слоя, на который укладывается асфальтобетонот +5 градусовот +5 градусов
Температура воздухаот +5 градусовот -10 градусов, в редких ситуациях можно проводить укладку при -20 градусах
УплотнениеТребуетсяТребуется
Физико-механические характеристикиВысокиеСредние
Сложности при укладкеНужно поддерживать высокую температуру материала перед укладкойНет
Сфера примененияСтроительство и ремонт основных дорог, парковок, территорий с большой и средней транспортной нагрузкойСтроительство второстепенных дорог, подъездных путей, дворовых территорий, тротуаров. Ямочный ремонт любых дорог

Существует 3 марки и 5 типов асфальтобетонных смесей. Если нужно заасфальтировать объект, который требует максимальных технических характеристик, выбирайте I марку. В большинстве случаев при асфальтировании дорог, улиц, площадей, парковок применяется II марка. А III марка подходит для создания пешеходных зон, на которые оказывается минимальная нагрузка.

Типы составов А, Б, В включают горные породы. Больше всего их в смесях типа А, меньше всего — в материалах типа В. Тогда как типы Г и Д — исключительно песчаные. Причем Г отличается больше прочностью, поскольку создается при дроблении горных пород.

При выборе материала нужно учитывать не только типы и марки. Важно понимать, какой потребуется состав, технология укладки — все это зависит от объекта, который планируется асфальтировать. Нужна комплексная оценка, а лучше всего с ней справляются специалисты.

«Альфа Асфальтирование» поможет не только заасфальтировать нужные территории, но и грамотно подобрать смесь. Добиться высоких результатов нам помогает:

  • собственный завод по изготовлению асфальтобетона;
  • собственный автопарк техники разной производительности и размеров;
  • строгое соблюдение нормативов ГОСТ, СНиП;
  • применение передовых технологий;
  • пунктуальность — закрываем проекты в указанный срок.

Мы работаем как с частными клиентами, так и с общественными организациями, федеральными клиентами. Получить консультацию можно по телефону 8 (499) 877-49-71.

Если техническое задание готово, присылайте его нам на почту zakaz+67556@alfa-a.ru, а мы вышлем смету.