Инструкция для тех, кто выбирает асфальтовое покрытие. От команды «Альфа-Асфальтирование»

11 августа 2021
Инструкция для тех, кто выбирает асфальтовое покрытие. От команды «Альфа-Асфальтирование»т д

Асфальтом покрываются автомагистрали, аэродромы, проселочные дороги и даже тротуары. И хоть покрытие на дороге и во дворе выглядит одинаково, смеси используются разные. Предлагаем разобраться, какой асфальт лучше взять, чтобы решить поставленную задачу и при этом оправдать затраты на его установку полностью.

Как правильно выбрать асфальт

Главным критерием является назначение будущего полотна. От этого зависит, какой будет нагрузка и интенсивность использования, а значит, тип смеси и толщина слоя. Чем выше будет транспортная нагрузка, тем плотнее, прочнее и долговечнее обязано быть полотно.

Категории нагрузок на асфальтовое покрытие

В зависимости от транспортной нагрузки выделяют несколько категорий покрытий:

  • Малые нагрузки — пешеходные зоны: тротуары, дорожки, придомовые территории, площадки во дворах.
  • Небольшие нагрузки — персональные стоянки, паркинги, подъездные пути к дому, гаражи.
  • Средние нагрузки — шоссе для легкового транспорта.
  • Высокие нагрузки — магистрали для легковых машин и грузовиков.
  • Повышенные нагрузки — скоростные автомагистрали, дороги федерального значения, аэродромы.

Чем меньше предполагается нагрузка на асфальтированную поверхность, тем тоньше будет слой асфальта и тем проще будет состав. Например, для пешеходных зон подойдут смеси Г и Д, в которых 0% щебня, а также смеси с минимальным количеством щебня.

Виды асфальтовых смесей

Чтобы понять, какой должен быть асфальт, нужно сначала разобраться в классификации материалов.

По типу смеси и технологии ее укладки выделяют три разновидности современного асфальтобетона:

Горячий асфальт

Самый востребованный тип асфальтобетона. Причина его популярности в выгодном сочетании простоты технологии, высоких эксплуатационных характеристик и низкой цены. При этом смесь позволяет получить покрытия для скоростных автомагистралей и аэропортов, которые выдерживают максимальные транспортные нагрузки.

Технология предполагает, что смесь и битум разогреваются до температуры 120–130 градусов. Чтобы плотность и прочность покрытия были максимальными, такая температура поддерживается вплоть до укладки смеси. После чего материал тщательно утрамбовывается и прокатывается вибрационными катками. Большое значение имеют также погодные условия. Температура воздуха не должна быть ниже +5 градусов, а в случае добавления разжижающих добавок может понижаться до -10 градусов. Главным условием укладки считается отсутствие дождя, снега и града.

В итоге вы получаете прочное, твердое, износостойкое и долговечное покрытие. Именно так и создается большинство автодорог в стране со средними, высокими и повышенными нагрузками. Иногда заказчики выбирают горячую технологию и при создании поверхностей со скромными нагрузками: тротуаров, гаражей и участков возле частных домов.

Холодный асфальт

Достойный конкурент горячего асфальтирования с ограниченной сферой применения: только зоны с небольшими нагрузками и выполнение ямочного ремонта. Суть в том, что эксплуатационных свойств материала недостаточно, чтобы добиться высокой прочности покрытия и создать дороги, которые выдержат грузовики. Однако это оптимальное решение, когда вы не знаете, какой асфальт для тротуаров подойдет больше.

Смесь для холодного асфальтирования производится из старых асфальтных покрытий. Фрезеровочные машины срезают старый асфальт, дробят его на небольшие гранулы. Затем в эту смесь добавляются минеральные добавки и производится фасовка. На место работ асфальт доставляется в пакетах, не требует разогрева до высоких температур и может укладываться.

Асфальтовая крошка насыпается на подготовленную подушку, разравнивается и утрамбовывается вибрационными плитами или ручным катком. Все зависит от того, какой участок обрабатывается. Плюс в том, что работы можно производить даже в мороз — до -15 градусов. Поэтому крошка выручает, когда на улице зима, а дороги срочно нуждаются в ремонте. Еще одно преимущество в том, что сразу после ремонта транспорт может перемещаться по поверхности дороги. Не требуется ждать, пока смесь затвердеет.

Литой асфальт

Это жидкая смесь, которая не нуждается в уплотнении. А значит, не нужно привлекать дорогостоящую технику для разравнивания и утрамбования смеси, даже если требуется заасфальтировать большие территории.

Литая технология предполагает, что смесь разогревается до высоких температур — от 190 до 230 градусов. После заливки материал быстро твердеет и остывает, автоматически превращаясь в плотное и прочное покрытие.

Такой асфальт характеризуется самыми завидными техническими свойствами. Однако применяется редко, поскольку слишком дорого стоит.

Укладка литой смеси требует участия специальной техники, которая будет разогревать материал до нужной температуры и поддерживать градус, пока идет заливка. Плюс в том, что техника для утрамбовывания не потребуется.

Состав асфальтового покрытия

Состав определяет качество будущего покрытия. Но поскольку все смеси составляются из одних и тех же компонентов, при выборе имеют значение пропорции, в которых они соотносятся.

Обычно чтобы понять, какой асфальт класть, заказчики выбирают из трех основных смесей:

1. Песчаный

Покрытие не содержит щебенки, имеет однородную структуру. Основной компонент — очищенный песок. Использовать речной песок запрещается, поскольку это снизит качество будущего покрытия.

Подходящее решение для тротуаров, пешеходных зон, подъездных путей, стоянок для личного транспорта. Пригодится для второстепенных дорог со скромными транспортными нагрузками.

2. Щебеночно-мастичный

Универсальный вариант, который подойдет для дорог с небольшими и повышенными нагрузками. В составе есть щебень и гранит, которые создают надежный «скелет» для заасфальтированной поверхности. Количество щебня варьируется от 30 до 70%. По суммарному содержанию фракций щебня выделяют группы А, Б, В.

Кроме щебня, в смесь добавляются волокна целлюлозы, которые не позволяют битуму растекаться.

Для справки! Высокие эксплуатационные характеристики делают такой тип асфальтирования ключевым на территории многих государств.

3. Асфальтовая крошка

Вторичный строительный материал, который получается в результате срезания и дробления старого асфальтового полотна. Выделяется бюджетной стоимостью, но качество при этом остается довольно высоким. Особенно если крошка сделана из щебеночно-мастичного покрытия. Если вы не знаете, какой должен быть асфальт на дороге, а ваша задача — второстепенное шоссе с небольшой и средней нагрузкой, — берите крошку.

Дополнительные классификации асфальтобетона

Существует еще несколько классификаций асфальтобетона, в основу которых положены особенности состава и технические характеристики материалов.

По зернистости

Раздумываете, какой асфальт лучше: крупнозернистый или мелкозернистый? Отвечаем: оба типа хороши и полезны.

  • Мелкозернистый — размер зерна варьируется от 5 до 20 мм. Сегодня мелкозернистые щебенистые смеси (группы А и Б) применяются для создания верхнего слоя новых или реконструируемых дорог, а также взлетных полос аэродромов и автобанов. Песчаные мелкозернистые смеси оптимальны для асфальтирования территорий с малой транспортной нагрузкой.
  • Крупнозернистый — размер зерна может достигать 40 мм. Такие смеси применяются в качестве несущего слоя, а сверху кладется мелкозернистая смесь.

Такая двухслойная укладка асфальта обеспечивает максимальную прочность и плотность будущему покрытию.

По пористости

По степени пористости принято выделять четыре категории:

  • Высокоплотный;
  • Плотный — до 1,5%;
  • Пористый — от 5 до 12%;
  • Высокопористый — от 12 до 18%.

Пористый асфальт получается, когда в смесь включается крупнозерновая щебенка — от 20 мм в диаметре. Получается упругая, но не гладкая поверхность. Поэтому такие материалы применяются для укладки нижних слоев дороги. Тогда как высокоплотные смеси укладываются в качестве верхнего слоя и обеспечивают ровную поверхность.

По марке

Выделяют пять марок асфальта, каждая из которых указывает на количество щебня в составе:

  • А — 50–60% щебня;
  • Б — 40–50%;
  • В — 30–40%;
  • Г и Д — песчаные смеси, 0% щебня.

Чтобы выбрать, какой марки асфальт вам нужен, целесообразно обратиться к специалистам.

По цвету

Сегодня дорожное покрытие может быть цветным. На это влияют специальные красящие пигменты, вяжущее вещество и минеральный наполнитель.

Производители предлагают окрасить покрытие в любой цвет из популярной палитры RAL. Однако в этом случае черный битум нужно заменить на специальный бесцветный аналог. Вполне естественно, что стоимость покрытия повысится, в отличие от серого или черного асфальта.

Толщина асфальта

Чем выше нагрузка на дорогу или площадку, тем больше должна быть толщина. Если для тротуара будет достаточно однослойного покрытия толщиной 4 см, то для федеральной трассы потребуется уложить два или три слоя по 8 см и больше.

Соотношение толщины и нагрузки

Приведем пример, какой асфальт выбрать с учетом нагрузки на поверхность дороги:

  • при малых нагрузках — 3 см;
  • при небольших — 6 см;
  • при средних — до 12 см;
  • при больших — до 18 см;
  • при крайне больших — до 30 см и выше.

Когда укладка асфальта проводится в несколько слоев, каждый слой последовательно разравнивается и тщательно утрамбовывается. Если этого не сделать, покрытие затем будет деформироваться.

Взаимосвязь основания и качества покрытия

Покрытие прослужит долго и надежно при условии, что основание возводится по всем ГОСТам. Иначе даже самое качественное и многослойное покрытие со временем будет портиться, покрываться трещинами и выбоинами.

Как должно создаваться дорожное основание по всем правилам:

  1. Осуществляется геодезическое обследование местности.
  2. Проводятся расчеты с учетом всех сведений, которые были получены, и составляется план работ.
  3. Местность подготавливается к предстоящим работам: площадь расчищается, убираются преграды, переносятся коммуникации, если это необходимо, вырубаются деревья и так далее.
  4. Подготавливается земляное корыто — снимается слой грунта. Для покрытий с малыми нагрузками достаточно снять 15–25 см, для федеральных трасс больше. Траншея выравнивается, утрамбовывается.
  5. Укладывается геотекстиль, который не позволит дороге расползаться, обеспечит равномерное распределение нагрузки.
  6. Насыпается песчаная подушка и создается дренаж из крупнофракционного щебня.
  7. Укладывается еще один слой геосетки.
  8. Засыпается щебень: сначала большой, затем маленький. Каждый слой утрамбовывается тяжелыми дорожными катками.

Только после выполнения всех этих работ разрешается начинать асфальтирование. Чтобы слой основания и асфальта хорошо «держались» друг за друга, поверхность основания может пропитываться битумной эмульсией или другими пропитками.

Если мы говорим о покрытиях с небольшими транспортными нагрузками, технология упрощается. Не используется геотекстиль, однако качественное уплотнение все равно необходимо. В список исключений попадает только технология литого бетона, когда материал просто не нуждается в трамбовании.

Для справки! Если вы хотите проверить, насколько качественно проводилось уплотнение, воспользуйтесь возможностью рассчитать коэффициент уплотнения. Этот лабораторный тест, который позволит узнать, насколько фактическая плотность имеющегося покрытия соответствует стандартам ГОСТ.

Преимущества асфальтового покрытия

Мы разобрались, какой бывает асфальт. Теперь нужно понять, какими преимуществами обладают все смеси без исключения:

  • высокие показатели прочности и твердости;
  • сопротивление процессам деформации;
  • износостойкость и влагостойкость;
  • долговечность при соблюдении всех ГОСТов;
  • стойкость к низким, высоким температурам и их перепадам;
  • отменная способность к ремонту;
  • минимальный вред для экологии, связанный с применением битума;
  • ровная и гладкая поверхность, которая не пылит и не стирается;
  • возможность получить цветное покрытие;
  • доступные расценки.

Благодаря такому сочетанию качеств асфальт остается лучшим вариантом для обустройства дорог, площадок, тротуаров, аэродромов. К тому же вы всегда можете подобрать смесь с учетом поставленной задачи и имеющегося бюджета.

Совершенно необязательно покупать литой асфальт для дорожки. Можно воспользоваться холодной крошкой или песчаными асфальтовыми смесями, потратив минимум средств.

Для ремонта предназначается как асфальтная крошка, так и смеси для горячего асфальтирования. В первом случае ремонт можно произвести, не имея специальных знаний и техники. Вы просто засыпаете яму нужным количеством крошки, а затем трамбуете ее с помощью обычного автомобиля.

Компания «Альфа-Асфальтирование» поможет решить, какой должен быть асфальт на дороге с учетом поставленной задачи и бюджета. Мы предоставляем клиентам:

  • собственный асфальтобетон и асфальтную крошку;
  • специальную технику из автопарка компании;
  • профессиональную консультацию по всем вопросам;
  • качественное составление сметы и поддержание толщины асфальтового покрытия, указанной в договоре.

Контролируем весь процесс асфальтирования: от производства смеси до ее трамбования. А вы можете воспользоваться всеми преимуществами заказа под ключ!