Гайд для тех, кто собирается использовать асфальтовую крошку для ямочного ремонта, создания дорог

1 февраля 2022

Сфера дорожного строительства не стоит на месте. Постоянно появляются новые разработки. Например, технология Superpave, согласно которой состав асфальта обогащают битумом, мелкими фракциями щебня. Готовые смеси каждый раз адаптируют под климатические особенности региона и условия эксплуатации. Несмотря на это, асфальтовая крошка не утрачивает своей популярности.

Асфальтовая крошка получается из старого асфальтобетонного покрытия. Чаще всего используется метод фрезеровки, когда специальные машины одновременно срезают полотно и дробят его на фракции. После чего крошка может использоваться во время строительства, ремонта дорог.

Особенно популярна технология укладки в сфере строительства дорог, когда нужно выровнять уже существующее покрытие перед укладкой асфальта. А также в области укладки второстепенных дорог: проселочных шоссе, подъездных путей в дачам, поселкам. Давайте рассмотрим материал, а также особенности его применения.

Состав и соотношение компонентов

Асфальтовую крошку получают, срезая старый асфальт. В составе материала будет гравий, щебень, песок, битум. Иногда попадается бетон. Соотношение компонентов зависит от марки асфальта, типа и состояния дороги во время фрезеровки.

Обычно соотношение компонентов следующее:

  • от 25 до 45% — щебень;
  • от 50 до 60% — песок;
  • от 3 до 7% — битум.

В крошке количество битума будет меньше, чем в асфальте при укладке. Во время эксплуатации вещество испаряется.

Технические характеристики

Асфальтовая крошка — это тщательно измельченное дорожное полотно. Производство идет на месте ремонта дороги. Фрезеровочное оборудование снимает, дробит куски асфальта. Иногда снятый материал отправляется в дробилку. В итоге получается крошка с размером гранул от 3 до 5 мм.

Моменты, на которые нужно обратить внимание:

  • лучшая асфальтовая крошка получается из асфальта ЩМА;
  • концентрация битума — если крошка изготавливается на месте ремонта, укладки дороги, количества битума будет больше. Если снятые пласты отправляются на переработку, а потом на укладку, то меньше;
  • условия эксплуатации — крошку для асфальтирования больших территорий нужно применять летом. Под воздействием солнца и высоких температур битум активизируется;
  • стоимость — материал из-под фрезы стоит 800–1000 рублей за кубический метр. За крошку из дробилки просят меньше — 600–800 рублей за кубический метр. Также на цену влияет отдаленность района проведения работ от поставщика.
Полезно знать! Крошка создается из разных типов асфальта. Именно поэтому 1 куб. м может весить от 1,5 до 2 т. Самым тяжелым является асфальтобетон, а смеси без цемента весят меньше.

Преимущества и недостатки

Асфальтовая крошка широко востребована. Это легко объяснить, если вы знакомы с преимуществами материала.

Плюсы:

  • простая укладка — не нужно отсыпать основание из щебня, песка, укладывать геосетку. Достаточно иметь под рукой лопату, вибрационный каток или автомобиль. Специальных навыков, дорогостоящей техники тоже не требуется;
  • долго хранится — обычный асфальт нужно уложить как можно быстрее после приготовления. Если этого не сделать, он превратится в бесполезный монолит. Асфальтовая крошка может храниться достаточно долго, в том числе на улице. И не потеряет технические свойства;
  • высокая доступность — дороги постоянно требуют ремонта или восстановления. Так появляется асфальтовая крошка. Достать ее можно везде в короткий срок;
  • укладка при неблагоприятных условиях — материал подходит для выполнения ремонтных работ в мороз до –15 градусов. Температура и влажность в теплое время года значения не имеет;
  • беспроблемная эксплуатация — при соблюдении всех ГОСТов покрытие получается прочным.

Минусы:

      • недостаточно высокая прочность — сделать из асфальтовой крошки надежную автомагистраль, по которой будут ежедневно передвигаться фуры и сотни легковых авто, нельзя. Она в скором времени разрушится;
      • неприятный запах — если используете крошку асфальта для укладки дорожек своими руками, будьте готовы к тому, что жарким летом на территории будет пахнуть битумом. Это безопасно для здоровья, но может быть неприятно;
      • нет сертификации — крошка асфальта от разных производителей может серьезно отличаться по своим характеристикам;
      • неэстетичный внешний вид — покрытие из такого типа асфальта не напоминает обычный асфальт. Его выделяет серый цвет: при этом однородности, гладкости добиться не получится;
      • сезонность — материал появляется обычно в теплую погоду, но быстро раскупается в силу своей низкой стоимости, выгодных технических характеристик. Если она нужна, заказывайте ее за несколько дней, недель.

Применение асфальтовой крошки

Асфальтовая крошка одинаково успешно используется как крупными предприятиями, так и частниками. Сырье обычно входит в состав новых смесей. В зависимости от разновидности продукта — холодного или горячего — коэффициент отходов в новом материале варьируется от 0,25 до 0,6. Доля крошки может составлять от 25 до 60% смеси.

Асфальтовая крошка актуальна для следующих работ:

      • ямочный ремонт — крошка помогает снизить расход первичного асфальта при восстановлении покрытия;
      • подготовка основания будущей трассы;
      • установка второстепенных, проселочных дорог с низкими транспортными нагрузками;
      • усиление искусственно созданного рельефа — отсыпка вала на железнодорожных, автомобильных путях;
      • благоустройство частных и общественных территорий — для обустройства подъездных путей, парковок, дачных дорог, спортивных и игровых площадок, засыпка пола в подвалах и прочих технических помещениях.

Технология укладки асфальтовой крошки

Когда мы разобрались с составом, техническими характеристиками, сильными и слабыми сторонами, можно приступить к техническим нюансам. Предлагаем разобрать бюджетную технологию укладки.

Этап 1: подготавливаем территорию

Нам нужно выровнять поверхность. Если территория асфальтируется впервые, придется удалить слой грунта. Для пешеходных дорожек достаточно снять 15–20 см, для парковок — больше. Если на месте асфальтирования имеются глубокие ямы, рекомендуем засыпать их. Для этого можно использовать строительный мусор, битый кирпич, бетон, скальный грунт. Так вы потратите меньше сырья.

Этап 2: укладываем асфальтовую крошку

Дальше нужно распределить материал по поверхности будущей дороги, дорожки, парковки. Сделать это можно обычной лопатой. Что касается толщины слоя покрытия, нужно принять во внимание следующее:

      • 10–20 см — для пешеходных, садовых дорожек и мест, по которым не будет проезжать автомобиль;
      • 30–40 см — для создания парковочных мест, подъездных путей, грунтовой дороги.
Полезно знать! При трамбовании толщина слоя уменьшается практически вдвое. Именно поэтому нужно отсыпать достаточное количество крошки.

Чтобы получить покрытие более прочное, можно уложить сырье в два слоя. Например, каждый по 15 см. Обязательно тщательно утрамбовать каждый слой.

Этап 3: выравниваем покрытие

После отсыпки и до ее трамбовки нужно разровнять материал. Сделать это можно двумя простыми способами:

      • с помощью веревки, которую натягивают над асфальтируемой поверхностью в нескольких местах, привязав к колышкам по краям. Материал засыпают так, чтобы он достигал отмеренного веревкой уровня;
      • с помощью деревянной опалубки. Для этого берутся брусья или доски, которые укладывают по периметру участка до нужной высоты. Параметры высоты можно смотреть выше, где мы указывали толщину покрытия. Материал должен достигать верхнего края вкопанной опалубки.

Если площадь маленькая, можно разравнивать материал на глаз.

Этап 4: проводим тщательное уплотнение без катка

Можно использовать ручной каток, виброплиту, автомобиль. Но для подъездных путей лучше арендовать виброкаток.

Уплотнение ведется в несколько этапов. Сначала нужно двигаться справа налево, потом сверху вниз. Повторить все это нужно 8-10 раз. Крошка считается хорошо уложенной, если на ее поверхности не остаются следы.

В завершение можно обработать поверхность битумной эмульсией, посыпать песком. Это делается для улучшения адгезии, увеличения срока службы покрытия. Однако финансовые затраты вырастут.

Несколько советов по укладке крошки своими руками

Этапы вы знаете, а теперь перейдет к некоторым полезным особенностям:

      • на дно будущей дорожки, площадки, парковки можно положить геотекстиль. Такая сетка будет равномерно распределять нагрузку, позволит покрытию прослужить дольше;
      • закрепить результат расплавленным битумом довольно просто. Для этого потребуется битумная эмульсия, а также швабра, которой вы будете размазывать битум по поверхности дорожки;
      • можно не использовать битум, а разогреть уже уложенную, утрамбованную крошку с помощью газовой горелки. А потом еще раз утрамбовать поверхность с помощью виброплиты, ручного катка или автомобиля.

Теперь вы знаете, как уложить асфальтовую крошкуправильно в домашнихусловиях. А также в курсе ее сферы применения, основных преимуществ и недостатков.

Асфальтная крошка — универсальный материал, который часто используется для восстановления повреждений, строительства новых дорог. Однако она имеет определенные ограничения в плане применения. Например, из нее невозможно построить надежный автобан. Однако это ничуть не уменьшает ценность материала. Его часто используют, когда нужно обустроить частные и общественные территории с небольшими нагрузками, а также когда требуется ремонт дорожного покрытия. Ведь материал не боится влажности, мороза, других факторов внешней среды.

Команда «Альфа Асфальтирование» часто применяет асфальтовую крошку для ремонта, восстановления дорожных покрытий, обустройства частных территорий. Мы предоставляем своим заказчикам следующие возможности:

      • асфальтовая крошка собственного изготовления;
      • полный комплект техники, которая может потребоваться для укладки асфальтовой крошки, трамбования;
      • все работы проводят опытные, квалифицированные сотрудники, которые тщательно придерживаются ГОСТов;
      • компания обещает выполнить работы точно в срок, а также соблюсти толщину материала, предоставить полноценную смету.

Вы можете уложить асфальтовую крошку самостоятельно. Но если качество покрытия в приоритете, обращайтесь к специалистам!