Конструкция дорожной одежды
Дорожная одежда — это конструкция проезжей части, состоящая из четырех и более слоев. Она обеспечивает безопасность дорожного движения за счет установленных стандартами параметров ровности, шероховатости и прочности.
При проектировании и строительстве конструкции учитываются ее экономичность и надежность. Экономичность — это траты средств на строительство, содержание, ремонт, ДТП, а также потери времени в пути. Надежность — период безотказной работы полотна.
Содержание
Регламенты
Дороги конструируются в соответствии с нормами СНиПов. Количество, высота слоев, материалы и параметры конструкций бывают разными. Они зависят от:
- климата региона;
- предполагаемой нагрузки на полотно;
- особенностей почвы;
- обеспеченности района нужными для строительства материалами.
Также учитываются санитарно-гигиенические условия.
Почему важно соблюдать многослойность дорожной одежды?
Такая конструкция наделяет полотно необходимыми эксплуатационными качествами. Если при ее сооружении допущены ошибки, срок службы дороги значительно сократится. Поэтому важно не пропускать ни одного этапа. Так можно добиться равномерного распределения нагрузки на полотно и повысить его устойчивость к износу.
Пример
Для федеральной трассы, по которой регулярно с большой скоростью движутся грузовые и легковые автомобили, толщина ряда технологических слоев будет больше. Также такие магистрали более требовательны к качеству материалов, чем, например, дороги в небольших населенных пунктах.
Распределение прочности
Конструктивные слои принято разделять на верхние и нижние. Подробнее остановимся на каждом.
- Верхние. Должны выдерживать постоянное механическое воздействие, быть устойчивыми к деформации и растяжению, поэтому отличаются повышенной твердостью и прочностью.
- Нижние. Обеспечивают сопротивление полотна на сжатие и сдвиги, поэтому имеют более низкую твердость и прочность.
Чем ближе к поверхности находится слой, тем выше должна быть жесткость и твердость материалов. Это обусловлено тем, что на ряды, находящиеся на разной глубине, приходится различная по своей силе нагрузка. Поэтому устроенная по регламентам дорожная одежда обладает сбалансированными характеристиками.
Конструктивные особенности
Дорожная одежда включает в себя четыре основные группы уровней:
- поверхностный;
- верхний (асфальтобетон, железобетон и пр.);
- основание (песок, щебень различных фракций);
- земляное корыто.
При строительстве дорожного полотна может использоваться дополнительная геосетка или георешетка. Она укладывается между асфальтобетонными слоями. Также каждый ряд проливается битумными эмульсиями. Это необходимо для повышения адгезии.
Земляное корыто
Строительство начинается с подготовки основания. Это залог хороших эксплуатационных качеств дороги.
Земляное корыто — это траншея по ширине будущей проезжей части. Ее глубину определяет объем материалов, которые будут использованы.
Корыто подготавливается грейдером или бульдозером. После этого грунт уплотняется тяжелым катком.
Дренирующий слой
Первый уровень дорожной одежды. Необходим для отведения дождевой воды, проникающей в глубокие слои конструкции. Для организации этого ряда используется песок или щебень крупных размеров.
Важно знать:
При устройстве песчаного дренажа дополнительное уплотнение ряда не требуется. При использовании щебня важно выполнить уплотнение тяжелыми катками в несколько подходов, параллельно выполняя увлажнение с помощью поливальной машины.
Геотекстиль
Используется для обустройства дополнительного уровня гидроизоляции и повышения прочности конструкции. Геотекстиль представляет собой прочную ткань из полипропиленовых или полиэфирных волокон. Реже применяются другие синтетические материалы.
Геотекстиль:
- оказывает армирующее действие;
- разделяет пласты;
- выполняет функции дренажа;
- препятствует прорастанию растений.
Использование этого материала не обязательно. Однако полотно, в котором применяется геотекстиль, обладает высокой прочностью, эластичностью, экологичностью и увеличенным сроком службы.
Песчаный слой
Подушка из мелкофракционного песка используется для стабилизации полотна. Важно хорошо уплотнить этот уровень. Для этого в земляное корыто насыпается песок, который затем уплотняется с помощью катков до толщины около 40 см.
Песчаный пласт частично дренирует воду и обеспечивает амортизацию.
Геосетка/георешетка
Представляет собой переплетенные в сетчатую структуру синтетические нити. Укладывается на песчаный слой, армирует песчаный и щебеночный уровни. Это делает конструкцию устойчивой к разрушениям и деформациям.
Слой из геосетки преобразует вертикальную нагрузку от транспорта в горизонтальную, распределяет ее на большую площадь. В результате снижается воздействие на нижние уровни дороги.
Покрытие с геосеткой или георешеткой обладает следующими преимуществами:
- увеличенный срок службы;
- сокращение затрат на строительство дороги;
- уменьшение расхода щебня.
Щебеночный слой
Используется гранитный, известковый или гравийный щебень. Укладывается смешанными фракциями или послойно — сначала крупный и средний, потом мелкий. Щебень разных размеров позволяет одновременно с укладкой провести расклинцовку, то есть заполнить пустоты.
Щебеночный пласт укладывается грейдерами и в несколько проходов уплотняется тяжелым катком. Обязательно увлажнение этого уровня с использованием поливальной машиной.
Верхние слои
Изготавливаются из железобетона или асфальтобетона. Выбор материала зависит от предполагаемой интенсивности движения транспорта.
- Железобетон. Используется на магистралях с высокоинтенсивным движением. Слой железобетона распределяется на верхних пластах щебня в два этапа. Первый — укладывание и перевязка арматуры (стекловолоконной или железной). Второй — беспрерывная заливка и разравнивание бетона.
- Асфальтобетон. Применяется на городских и пригородных дорогах общего пользования. Отдельные марки асфальтобетона могут применяться на аэродромах. Материал укладывается в несколько слоев. Первый — смесь асфальтобетона с щебнем размером 25–40 мм. В последующих используется щебень все меньшей фракции. Финальный слой — с щебнем размером 5–10 мм. Все пласты выполняются из горячего материала с обязательным уплотнением.
Важно:
Согласно ГОСТам и СНиПам каждый уровень асфальтобетона должен иметь высоту около 5–6 см.
После организации основного полотна можно приступить к укладке слоя износа и сцепления. Это самый верхний уровень, для которого используется литой асфальтобетон, по своей прочности он не уступает горячему асфальту.
Устройство обочины
На участках с глинистым грунтом важно организовать обочину. Для этого применяется щебень, асфальт или бетон. Обочина защитит дорогу от грязи и улучшит сцепление колес автомобилей с покрытием, что важно для безопасности в сырую погоду.
Классификация
Ранее мы описали типовую конструкцию. В дорожной одежде может быть больше или меньше слоев. Чем больше пластов, тем выше категория покрытия.
Есть две классификации конструкций. Рассмотрим их по отдельности.
Классификация по жесткости
- Жесткая. В основании или покрытии такой дорожной одежды используется цементобетон.
- Нежесткая. В конструкции такого полотна цементобетон не применяется.
В большинстве регионов России жесткая конструкция не применяется. Это обусловлено климатом большинства регионов: цементобетон имеет склонность к разрушению при интенсивной эксплуатации в условиях отрицательных температур.
Нежесткая дорожная одежда может использоваться даже на автомагистралях и прочих дорогах высоких категорий. Она не восприимчива к низким температурам и даже при значительной нагрузке меньше изнашивается.
Классификация по надежности
Типы, срок эксплуатации и применение покрытий приведены ниже.
Тип дорожных одежд | Допустимые виды покрытий | Категории дорог | Срок службы |
Капитальные | монолитные цементобетонные, железобетонные, сборные армобетонные, асфальтобетонные | любые категории | до 15 лет |
Облегченные | асфальтобетонные, гравийные, песчаные и щебенночные, обработанные вяжущими составами | IV–V категории | до 12 лет |
Переходные | из гравия, щебня, грунтов и малопрочных каменных материалов с обработкой вяжущими составами | IV–V категории | до 8 лет |
Низшие | из грунтов, улучшенных специальными добавками | V категория | не установлен |
Обратите внимание, что реальный срок службы дорожного покрытия может быть больше или меньше указанного в таблице. Это связано со следующими факторами:
- интенсивность движения;
- климатическая зона;
- марка асфальтобетона;
- тип почвы на участке и пр.
Возможные деформации
Почвам с высоким содержанием глины свойственна неравномерная увлажненность. Это приводит к пучению грунта и обрушению края дорожной одежды. Предотвратить эти последствия можно, если предпринять соответствующие меры.
Пучение грунта
Происходит в результате промерзания и последующего за ним оттаивания почвы. Пучение грунта может привести к разрушению верхнего покрытия полотна. Чтобы снизить риски повреждений, необходимо:
- обустроить дренаж;
- выполнить теплоизоляцию глубоких уровней.
Обрушение края
Эта проблема характерна для глинистых и болотистых почв. Обрушение края проезжей части происходит при последовательном вымывании грунта. Чтобы не допустить этой проблемы, необходимо обустроить дренажную систему с применением водоотводных труб, заложенных глубже линии промерзания грунта.
Важно:
Деформация может возникать не только из-за особенностей грунта. Причиной также может стать нарушение технологии мощения или применение материалов низкого качества. Поэтому выполнение работ важно доверить надежным исполнителям.
Выводы
Для строительства дорожной одежды используются различные группы материалов. Она состоит из четырех (основных) и более слоев. Основные из них — это:
- грунтовое корыто с дренажом;
- подушка из песка;
- крупный и мелкий щебень;
- железобетон или асфальт.
Количество и высота уровней зависит от назначения автомобильной дороги.
Дорожная одежда классифицируется по жесткости и надежности. В России из-за климатических особенностей большинства регионов используются нежесткие покрытия.
Где заказать устройство дорожной одежды?
«Альфа Асфальтирование» выполняет работы под ключ любой сложности в Москве и Московской области. Мы используем технологичные асфальтобетонные смеси и работаем в соответствии с действующими регламентами.
Стоимость устройства дорожной одежды зависит от:
- площади территории;
- удаленности места проведения работ от асфальтового завода;
- особенностей грунта;
- количества и толщины слоев;
- материалов и др.
Наши специалисты бесплатно выезжают на объект для консультации, выполнения геодезических работ и составления сметы. Стоимость услуг указана в разделе «Цены» на сайте.
Наши преимущества
- Собственная спецтехника. В нашем парке есть оборудование для выполнения работ любого объема и сложности. Это грейдеры, бульдозеры, катки, вибропрессы, самосвалы, грузовые платформы и др.
- Собственное производство. Мы сами производим асфальтобетонную смесь в соответствии с действующими СНиПами и ГОСТами. На заводе есть лаборатория, которая позволяет контролировать качество продукции.
- Фиксированная смета. Мы озвучиваем стоимость услуг при заключении договора и отображаем ее в документации. Цена не изменится по окончании работ.
- Расширенная гарантия. Мы соблюдаем технологии и сроки и уверены в профессионализме своих сотрудников. Поэтому мы предоставляем клиентам особые гарантийные условия.
- Контроль качества. Каждая стадия работ — от производства и погрузки асфальта до подготовки грунта и укладки слоя износа — контролируется лично ведущими инженерами компании.
Чтобы заказать услуги по строительству дорожной одежды, оставьте заявку на сайте, позвоните по телефону +7 (495) 109-13-54 или напишите на адрес электронной почты zakaz@alfa-a.ru.