Что лучше асфальт или бетон: плюсы и минусы
На этапе обустройства частной территории обязательно встает вопрос о выборе материала. Несмотря на большое разнообразие, строители обычно рассматривают два варианта – асфальт/бетон?
Бетонные трасы популярны в европейских странах, Китае, США: больше половины общественных дорог имеют покрытие из бетона. Россияне же предпочитают асфальт, а количество бетонированных дорог не доходит до 3%.
Содержание
- Критерии оценки
- Основное отличие
- Преимущества и недостатки асфальта
- Плюсы и минусы бетона
- Технология асфальтирования
- Укладка асфальта
- Бетонирование
- Выбираем покрытие для двора
- Стоимость асфальта и бетона
- Причины отсутствия бетонных дорог в РФ
- Что выгоднее?
- Почему стоит заказать услуги в компании «Альфа Асфальтирование»?
Критерии оценки
При выборе материала обратите внимание на следующие критерии:
- Насколько быстро можно доставить материал к месту работ?
- Какова стоимость материала? (учитывайте стоимость доставки, ремонта дороги, обустройства, разгрузки доставленного материала).
- Трудно ли поддерживать покрытие в приглядном состоянии?
- Какой срок эксплуатации у выбранного покрытия?
Основное отличие
Основная разница – состав смеси, который определяет его эксплуатационные свойства:
- Вяжущим компонентом в АБС выступает битум, наполнитель – песок. Остальной процент приходится на содержание гравия. В искусственном асфальте содержится 15-60% битума, в природном – 65-75%. В искусственном асфальтном покрытии содержатся минеральные порошки. Такой асфальт подходит не только для обустройства дорог: он используется в качестве гидро-, элетроизоляционного, кровельного материала, а также является ингредиентом клеев, лаков.
- В бетоне содержится вода, искусственные компоненты, песок, цемент. Как наполнитель будет стоять крупнофракционный щебень. В зависимости от вида, количества добавок, наполнителей выходят покрытия с разными свойствами – устойчивость к морозу, влаге, химикатам, высокая прочность.
Но главное отличие не в этом. В состав бетона входит цемент, не устойчивый к усадке, механическим повреждениям, деформациям. А в асфальтобетонной смеси содержится битум – более гибкий материал, который не требует усадки.
Преимущества и недостатки асфальта
Асфальтирование – популярная технология выполнения покрытия для дорог. Но она имеет как преимущества:
- Это прочный материал, устойчивый к деформации, проседанию. Он предназначен для обустройства места для парковки автомобиля, садовой дорожки.
- Приобретение нужных материалов обойдется не так дорого, как покупка тротуарной плитки.
- Если покрытие уложено качественно, в нем не будет зазоров, трещин. Сквозь него не будет расти трава.
- Асфальтное покрытие устойчиво к коррозии.
- Укладка асфальта занимает меньше времени – через 3 дня можно использовать.
- Это гладкий, долговечный, привлекательный материал.
- 100% безопасность для живых существ, автомобилей.
- Устранить незначительные деформации можно при помощи технологии холодного асфальтирования.
Из недостатков:
- Для серьезного ремонта асфальт не годится. Если на нем появились трещины, выбоины, незаметно залатать их не получится. Придется срывать все покрытие, опять укладывать асфальт.
- Покрытие не пропускает влагу, поэтому на нем долго не высыхают лужи после дождя.
- В составе есть битум. Из-за специфического запаха он не понравится людям с чувствительным обонянием. При повышенной температуре битум становится мягче, покрытие выделят канцерогенные вещества. В теплое время года приходится чаще заделывать ямы, обрабатывать покрытие эмульсией, уплотнять слой.
- Самостоятельно справиться с укладкой почти невозможно. Придется обратиться к рабочей бригаде с тяжелой техникой.
- Эстетичность асфальтированного покрытия сохраняется недолго: со временем яркий черный цвет сменяется на менее приглядный тусклый серый оттенок.
- Цена укладки обычно превышает цену материала, разгрузки, доставки. Отдельные расходы – это оплата работников, которые занимаются укаткой покрытия.
- Срок службы АБС не превышает 8 лет: по окончании срока годности он теряет первоначальные свойства, начинает трескаться. Сильнее всего покрытие подвержено деформациям в холодное время. Точный срок эксплуатации зависит от того, насколько правильно были замешаны все компоненты.
Плюсы и минусы бетона
Актуальность бетонного покрытия повышается с каждым годом:
- Надежен в использовании и прост в замешивании.
- Устойчивость к интенсивным нагрузкам (в отличие от асфальта) и повреждениям.
- При нагревании не появляются токсичные вещества.
- На небольших площадках бетон укладывают самостоятельно без помощи специалистов.
- Ремонт и укладку проводят в любое время.
- Срок эксплуатации бетонного покрытия – больше 50 лет: может доходить и до целого столетия.
- Для обустройства предусмотрены разные материалы: в продаже есть мешки со смесью 30 и 25 кг.
- Для ремонта и латания ям не потребуется громоздкая техника – значительное удешевление процесса.
- Износостойкость и устойчивость к внешним негативным факторам.
Если предполагается обустройство территории большой площади, выбирайте бетон, замешанный на заводе. Так удастся избежать растрескивания в тех местах, где есть стыки при использовании разных смесей.
- При перепаде температур покрытие начинает трескаться. В трещины поступает вода: если она замерзнет, увеличатся проемы и сократится срок службы.
- Из-за высоких нагрузок появляются волны.
- На поверхности скапливается пыль.
- Необходимо покрытие праймером.
- Эстетичность бетона ставят под сомнение.
- Первые недели покрытие нельзя назвать прочным.
Технология асфальтирования
Его укладывают на том же уровне, что и грунт, но прежде подготавливают «ванну»:
- выбирают верхний грунтовый слой и уплотняют дно котлована;
- песок засыпают, а потом уплотняют его вибратором;
- прокладывают геотекстиль, отсыпают щебень;
- заливают битумную эмульсию.
Для отсыпания щебневой подушки подойдут материалы разных фракций. Часто один слой отсыпают из крупнофракционного щебня, второй – из среднего, а третий –мелкофракционного. Затем слои утрамбовывают. Гравийная подушка готова к использованию? Следует пролить дорожку битумом, и можно переходить к асфальтированию.
Асфальтобетон
Притом, что асфальт и асфальтобетон – схожие понятия, они все-таки не идентичны. В обоих материалах заполнителем выступает гравий, песок, а основой являются инертные материалы.
В первом случае заполнителем выступает песок, а в АБС – щебенка крупных фракций. АБС устойчивее к износу, но проигрывает по качеству покрытия. Не знаете, на чем остановиться? Тогда помните, что:
- из-за большей гладкости асфальт подходит для скоростного передвижения автомобилей;
- если планируете укладку покрытия зимой, выбирайте асфальтобетон;
- для ремонта пойдет смесь на базе песка (асфальт);
- для интенсивных нагрузок на покрытие выбирайте АБС.
Перед укладкой покрытия важно узнать:
- есть ли в нем минеральные компоненты: процент содержания заполнителя;
- каков размер компонентов.
При работе с асфальтобетоном учитывают и температуру состава. Горячие составы укладывают при температуре от 120°С, а для работы с холодным составом можно разогреть смесь до 5°С.
Бетон
Это тот же асфальтобетон, но с улучшенными свойствами и характеристиками. Особым спросом пользуется щебеночно-мастичная АБС. В составе содержится щебень, битум, минеральные добавки и дробленый песок.
Жесткая структура дает возможность равномерно распределить нагрузку – не только на поверхность, но и по всему объему: минимальная вероятность деформации. По всем этим параметрам ЩМА выгодно смотрится на фоне стандартных АБС.
Укладка асфальта
Его смешивают с дроблеными камнями и мелким песком, затем нагревают, послойно утрамбовывают. Толщина слоя – больше 7 см. Для проведения подобных работ нужна специализированная техника.
Важно: В конце работ каждый слой заливают битумом.
Асфальт кладут сверху на бетон, поскольку удается:
- сэкономить расходы на ремонт – можно не снимать слои, а только обеспечить прочное сцепление с покрытием;
- увеличить срок службы и надежность покрытия.
Важно: Не кладите асфальт, если идет дождь: состав быстро остывает и не уплотняется до нужной степени.
Упростить процесс укладки можно холодным асфальтом: предназначен для любой погоды, главное, все хорошо утрамбовать. Но покрытие получается не очень прочным – только для ремонта ям или обустройства пешеходных тротуаров. Для дорог с интенсивной транспортной нагрузкой эта технология не применима.
Бетонирование
Обустройство бетонированной площадки идет по тому же алгоритму: подготовка котлована и засыпания песчано-гравийной подушки. Но для такой заливки прежде устанавливают опалубку с сеткой армирования: пойдет готовая сварная конструкция. Если хотите увеличить срок службы бетонного покрытия, позаботьтесь, чтобы толщина заливки превышала 10 см.
Бетонный проезд обустраивают самостоятельно и без помощи специальной техники. Но готовьтесь к тому, что все это отнимет больше времени, поскольку бетон должен упрочниться. Обычно на это уходит не меньше месяца, хотя ходить по нему можно уже через 3 дня.
Чтобы бетон не пылил, его важно обработать праймером, грунтовкой. Это важный этап, но, когда дело доходит до уличного покрытия, многие мастера его пропускают. Внимание уделяют технологии заливки, в противном случае при заморозках и оттаивании на покрытии образуются трещины, в которые проникает вода: нарушается целостность покрытия, оно разрушается и отслаивается.
Если площадь заливки превышает 8м2, позаботьтесь о деформационных швах. Это обязательная мера, которая позволяет повысить эксплуатационные свойства покрытия.
Выбираем покрытие для двора
Выбирая покрытие для двора, помните, что:
- Асфальт – гладкое, недорогое и ровное покрытие. На нем не копится мусор, не растет трава, не предполагается усадка. Такой прочный материал подойдет для обустройства садовых дорожек, крытых парковок, тротуаров. При этом асфальтобетон не устойчив к солнечным лучам: он размягчается, появляется токсичный запах. Нужна специальная техника, профессионалы и соблюдение технологии трамбовки, иначе покрытие просядет под автомобилем. Это красивое покрытие, которое требует более дорогого, внимательного и тщательного ухода.
- Из-за простоты и надежности бетон подойдет для обустройства подъездных путей, площадок, дорожек, выдерживающих серьезные интенсивные нагрузки. Иногда поверхность армируют, и тогда она справляется с особо тяжелыми автомобилями и техникой. Это безопасный материал, можно регулировать его свойства при помощи добавок. Но если вам нужно эстетичное покрытие, то бетон – не лучший вариант.
Стоимость асфальта и бетона
Есть мнение, что в России покрывают дороги асфальтом, поскольку такое покрытие дешевле. Для сравнения: километр четырехполосной дороги в России стоит 75 миллионов рублей, а в США обустройство дороги такой же длины обойдется в 270 миллионов рублей.
Но следует понимать: затраты на обустройство бетонной дороги быстро окупаются, поскольку они служат дольше, и не нужен ремонт. И получается, что асфальтированное покрытие вместе с частыми ремонтами обходится в разы дороже.
Причины отсутствия бетонных дорог в РФ
Цена – важная, но не единственная причина, по которой в России практически нет бетонных дорог:
- Неустойчивость покрытия к перепадам температуры. В большинстве российских регионов в определенные сезоны бывает очень неустойчивая погода – утром минус, днем плюс, вечером снова минус. При таком климате в бетонном покрытии образуются трещины: отремонтировать дорогу не получится, придется менять весь поврежденный участок.
- Небольшое количество техники. Для обустройства бетонных дорог нужна специальная техника, которая в России есть далеко не у каждого подрядчика. Обычно такую технику используют при обустройстве взлетно-посадочных полос. Создание бетонных дорог занимает больше времени, поэтому большинство регионов останавливаются на асфальтированном покрытии.
Что выгоднее?
При одинаковых условиях монтажа и асфальт, и бетон имеют похожие характеристики. Обустройство асфальта дешевле, но не выгоднее, поскольку требует частого и дорогого ремонта. Делайте ставку на:
- бетон, если нужен универсальный материал для участков, выдерживающих любые нагрузки;
- асфальт, если хотите эстетичное покрытие для устройства не столь загруженных участков.
При выборе покрытия учитывайте возможность привлечь специальный транспорт и работников, стоимость материала, специфику площадки, нагрузку, требования к внешнему виду. При желании можно не выбирать один материал, а обустроить отдельные участки бетоном, а оставшиеся – асфальтом.
Почему стоит заказать услуги в компании «Альфа Асфальтирование»?
Укладка дорожного покрытия, будь то асфальт или бетон – ответственное дело, и мы рекомендуем доверять его проверенным производителям. «Альфа Асфальтирование» работает на основании договора и соблюдает сроки.
Мы работаем на основе действующих ГОСТов, соблюдаем требования клиентов и несем ответственность на всех этапах работы. Мы настроены на долгосрочный результат. Среди плюсов компании «Альфа Асфальтирование»:
- личный парк техники;
- гарантия следования смете;
- оперативное выполнение работ;
- заключение договора;
- контроль качества на каждом этапе;
- внедрение современных технологий;
- скидки на большие объемыработ;
- личный завод по производству асфальтобетона;
- профессиональный подход к любому проекту;
- быстрая форма оплаты;
- использование проверенных материалов.
Компания «Альфа Асфальтирование» занимается укладкой покрытия на дорогах. Менеджеры решат вашу проблему с ориентацией на бюджет и проконсультируют по каждому вопросу. Для знакомства с ценами на услуги и отзывами клиентов пишите на zakaz@alfa-a.ru и звоните по номеру 8 (495) 109-13-54.